СПОСОБЫ ПОКРЫТИЙ САМОЛЕТНЫХ. МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
1. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ
Самолетные конструкции работают в очень разнообразных климатических условиях и поэтому они должны быть надежно защищены от действия влаги атмосферного воздуха, от различного рода примесей в воздухе, от разъедания морской водой и тому подобных влияний, могущих вызвать коррозию металлических частей.
Коррозия возникает вследствие того, что поверхность металла не бывает абсолютно однородной по своему химическому и физическому составу. При попадании на нее влаги или химических примесей из воздуха, морской воды, различного рода загрязнений неоднородные участки образуют гальванические микропары, вызывающие разрушение металла.
Коррозия может возникнуть также под эмалью, лаком и иными предохранительными покрытиями, если они были нанесены на загрязненную поверхность металла.
Основными способами защиты от коррозии являются:
1. Плакирование, когда основной металл прокладывается между тонкими листами более стойкого в отношении коррозии металла и вместе с ним прокатывается до получения очень тонкой защитной пленки; этот способ наиболее применим к алюминиевым и магниевым сплавам.
2. Покрытия оксидными пленками. Наиболее распространенные из них — анодизация (анодная поляризация) алюминиевых сплавов, дихромизация электрона, паркеризация (фосфатирование), воронение и пассивирование стали и т. д. Некоторые из этих пленок, мало прочные сами по себе, представляют недостаточную защиту, но благодаря кристаллическому строению и чрезвычайно крепкой связи их с основным металлом прекрасно подготовляют металлическую поверхность для лакирования.
3. Нанесение на поверхность других более стойких против коррозии металлов путем гальваностегии, погружения в расплавленный металл, нанесения расплавленного металла методом пульверизации (шоопирование) или методом алитирования (шерардизация) и др.
4. Лакокрасочные покрытия, которые делятся на две основные группы: целлюлозные лаки и эмали и масляные лаки и эмали (к ним относятся и асфальтовые лаки). Для всех этих покрытий необходимо, чтобы поверхность металла была слегка шероховатой, хорошо
абсорбировала краску, была чистой, без следов коррозии, жира, захвата пальцами и иных загрязнений.
5. Электрохимическая защита, сводящаяся к созданию контакта защищаемой детали с пластинкой металла (протектором), который играет роль анода и защищает основной металл от коррозии (например, в морской воде подводные части гидроплана имеют протектор).
Временным способом защиты служит промасливание минеральным маслом с загустителем (мылом), смазка парафином или церезином; для стальных деталей применяют специальные щелочные смазки.
. Плакирование применяется главным образом на сплавах алюминия и осуществляется на заво — й дах-поставщиках при прокатке материала. Самолетостроительное производство имеет дело уже с плани — ! рованным материалом, и задачей производства явля — ] ется предохранение плакированного слоя от повреждений в процессе ИЗГ0Т0В — , ления деталей (царапины, ] потертости и т. д.). С этой целью на американских заводах, например, широко применяется оклеивание листов с обеих сторон бумагой или покрытие масляным лаком специального состава.