СПОСОБЫ ПОКРЫТИЙ САМОЛЕТНЫХ. МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

1. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ

Самолетные конструкции работают в очень разнообразных клима­тических условиях и поэтому они должны быть надежно защищены от действия влаги атмосферного воздуха, от различного рода примесей в воздухе, от разъедания морской водой и тому подобных влияний, могущих вызвать коррозию металлических частей.

Коррозия возникает вследствие того, что поверхность металла не бывает абсолютно однородной по своему химическому и физичес­кому составу. При попадании на нее влаги или химических примесей из воздуха, морской воды, различного рода загрязнений неоднородные участки образуют гальванические микропары, вызывающие разруше­ние металла.

Коррозия может возникнуть также под эмалью, лаком и иными предохранительными покрытиями, если они были нанесены на загряз­ненную поверхность металла.

Основными способами защиты от коррозии являются:

1. Плакирование, когда основной металл прокладывается между тонкими листами более стойкого в отношении коррозии металла и вместе с ним прокатывается до получения очень тонкой защитной пленки; этот способ наиболее применим к алюминиевым и магниевым сплавам.

2. Покрытия оксидными пленками. Наиболее распространенные из них — анодизация (анодная поляризация) алюминиевых спла­вов, дихромизация электрона, паркеризация (фосфатирование), воро­нение и пассивирование стали и т. д. Некоторые из этих пленок, мало прочные сами по себе, представляют недостаточную защиту, но благодаря кристаллическому строению и чрезвычайно крепкой связи их с основным металлом прекрасно подготовляют металличес­кую поверхность для лакирования.

3. Нанесение на поверхность других более стойких против кор­розии металлов путем гальваностегии, погружения в расплавленный металл, нанесения расплавленного металла методом пульверизации (шоопирование) или методом алитирования (шерардизация) и др.

4. Лакокрасочные покрытия, которые делятся на две основные группы: целлюлозные лаки и эмали и масляные лаки и эмали (к ним относятся и асфальтовые лаки). Для всех этих покрытий необ­ходимо, чтобы поверхность металла была слегка шероховатой, хорошо

абсорбировала краску, была чистой, без следов коррозии, жира, за­хвата пальцами и иных загрязнений.

5. Электрохимическая защита, сводящаяся к созданию контакта защищаемой детали с пластинкой металла (протектором), который играет роль анода и защищает основной металл от коррозии (напри­мер, в морской воде подводные части гидроплана имеют протектор).

Временным способом защиты служит промасливание минеральным маслом с загустителем (мылом), смазка парафином или церезином; для стальных деталей применяют специальные щелочные смазки.

. Плакирование применяется главным обра­зом на сплавах алюминия и осуществляется на заво — й дах-поставщиках при про­катке материала. Самолето­строительное производство имеет дело уже с плани — ! рованным материалом, и задачей производства явля — ] ется предохранение плаки­рованного слоя от повреж­дений в процессе ИЗГ0Т0В — , ления деталей (царапины, ] потертости и т. д.). С этой целью на американских заводах, например, широко применяется оклеивание листов с обеих сторон бу­магой или покрытие масля­ным лаком специального состава.